Хэллоуин: от кельтских традиций до современного праздника, скрывающего тайны
- Опубликовано Василий Виталиус
- Разделы Статьи по астрологии
- Комментарии Нет комментариев
Хэллоуин - традиционный праздник, который существует уже более тысячи лет. Изначально связанный с религиозными обрядами, он постепенно эволюционировал в светский праздник, лишившись своих религиозных атрибутов. Сегодня Хэллоуин ассоциируется с костюмированными вечеринками и весельем, особенно популярным среди детей.
Каждый год Хеллоуин отмечается 31 октября, а в 2024 году он придется на четверг, 31 октября. Этот праздник берет свое начало от древних кельтов, у которых он был известен как Самайн (гэльское "Сахвин"), языческий праздник, отмечавший окончание уборки урожая летом. В этот день люди разжигали костры и наряжались в удивительные костюмы, чтобы отпугнуть злых духов.
Традиционно считается, что в Хэллоуин души умерших возвращаются в свои дома, поэтому люди наряжаются в костюмы и разводят костры, чтобы отпугнуть потенциально зловещих духов. Именно поэтому с течением времени популярные образы Хэллоуина, такие как ведьмы, привидения и гоблины, стали неотъемлемой частью этого праздника.
Содержание:
ToggleСамайн, или темная половина года
Традиции Хэллоуина на Западе уходят корнями к кельтскому празднику Самайн, который отмечал окончание лета и наступление зимы. За тысячелетия празднования этого древнего новогоднего праздника, название которого переводится как "конец лета", сформировались многие обычаи, которые повлияли на создание современного Хэллоуина. Кельты верили, что в это время граница между миром живых и мертвых становится размытой, позволяя душам умерших вернуться и посетить мир живых. Тем, кто ушел из жизни предыдущим годом и еще не нашел покой, также давался шанс вернуться и взаимодействовать с живыми в эту особенную ночь.
Малоизвестными остаются ритуалы древнего Самайна, в силу христианизации, связанной с перекрещиванием языческих праздников церковью. Информация, которую мы имеем, поступает от ирландских монахов, фиксирующих дохристианскую историю своего народа, а также от других христианских писцов, критически относящихся к языческим обычаям. Возможно, обряды включали в себя запасание продовольствия на зиму, забой скота и утилизацию костей в так называемых кострищах, позже ставших известными как костры. После сбора урожая участники праздника соединялись с друидами, чтобы вместе разжечь общественный костер с помощью ободранного колеса, вызывающего трение и зажигающего искры пламени.
Колесо считалось символом солнца и использовалось вместе с молитвами в религиозных обрядах. Жертвенные животные приносили в жертву, а участники церемонии забирали пламя из общественного костра, чтобы зажечь очаги в своих домах.
Согласно древним текстам, праздник Самайн продолжался три дня и три ночи и считался обязательным для всей общины. Неучастие в нем предполагало наказание от богов, чаще всего выражавшееся в болезнях или даже смерти.
В Ирландии праздник Самайн имел военное значение, с военачальниками готовились особые праздничные троны. Лица, совершившие преступления или использующие оружие во время праздника, подлежали смертной казни.
В некоторых документах упоминается, что древние общины устраивали шестидневные пиры с избыточным употреблением алкоголя, чаще всего меда или пива. В эти моменты происходило не только пиршество и выпивка, но и особое внимание уделялось "тонкому времени" года и возможности присутствия потусторонних сил на вечеринке.
Люди ожидали и приветствовали ушедших родственников, практикуя даже подачу любимых блюд умершим, что, возможно, существовало более 2000 лет назад. Вместе с тем, на тех “пировщиков” могли делать визит духи различных форм — от эльфов и фей до невиданных до сих пор сущностей. Таким образом, в эти моменты с вероятностью равной встрече с любимыми душами могли явиться и силы неведомого мира.
Был высокий риск явления духа обиженного человека, который мог явиться в ответ. Чтобы обмануть духов, люди закрывали свои лица пеплом от костров (практика, позже известная как «маскировка»), что привело к возникновению ношения масок. Живой человек мог узнать духа близкого ему человека и разгадать их подлинную природу, оставаясь при этом относительно незамеченным для внимания темных сил.
К моменту 43-го года нашей эры Римская империя завоевала значительную часть кельтской территории. За 400 лет управления римлянами на кельтских землях два праздника римского происхождения стали сливаться с традиционным кельтским праздником Самайн.
Первым праздником была Фералия, отмечавшаяся римлянами в конце октября в память усопших. Затем приходил день почитания Помоны, римской богини фруктов и деревьев, у которой символом является яблоко. Включение этого праздника в атмосферу Самайн, вероятно, и дало начало традиции ловли яблок, которая практикуется в настоящее время во время Хэллоуина.
Монстры Самайна
В древности кельты праздновали Самайн, веря в возможность разрушить границу между мирами в это время. Они приносили подношения за пределы своих поселений и полей, предназначая их для фей и сидхов. Считалось, что в это время души предков могли пересечь тонкую грань миров, поэтому кельты облачались в костюмы животных и монстров, чтобы обезопасить себя от возможного похищения феями. Среди специальных сущностей, связанных с мифологией Самайна, был Пука - оборотень, принимающий дары урожая с полей, и Леди Гвин - безголовая женщина в белом, сопровождаемая черной свиньей, которая славилась своими ночными блужданиями.
Легенды о дуллаханах описывают их как загадочные существа, иногда являющиеся озорниками в облике безголовых всадников, несущих свои отсеченные головы. Верхом на лошадях с огненными глазами, их появление наводило ужас на всех, кто пересекал им дорогу, предвещая смерть.
Также существует группа охотников, известных как Слуа или Фейри Хост, которые преследуют души в праздник Самайн, похищая неосторожных людей. Точно так же поступают и другие Слуа, приходящие из запада, чтобы проникнуть в дома и унести чью-то душу.
Мифы Самайна
Одной из самых известных и популярных легенд, рассказываемых во время фестиваля Самайна, является "Вторая битва Маг Туиред", описывающая финальное столкновение между кельтским пантеоном - Туата де Дананн и зловещими противниками, известными как Фоморы. Мифы утверждают, что именно в период Самайна происходила эта эпическая битва.
Еще одной из известных легенд, связанных с Самайном, являются "Приключения Неры", где герой Нера встречает таинственного фею и попадает в потусторонний мир.
Также в мифах упоминаются приключения кельтского героя Фионна Мак Кумхейла во время Самайна. Один из эпизодов рассказывает о его схватке с огнедышащим существом из подземного мира по имени Эйленн, который каждый Самайн угрожал Таровскому залу своими пожарами.
Самайн также упоминается в другой легенде о Фионне Мак Кумхаилле, когда герой отправляется в Страну Под Волной. В этой истории, помимо того, что действие разворачивается в Самайне, описываются праздничные посиделки героя.
Самайн в Средние века
В Средневековье празднования огненных фестивалей стали все более популярными. Традиционные костры, известные как Самгхнаганы, заменили более интимные костры Самайна, устанавливаемые ближе к фермам, с целью защиты семей от фей и ведьм.
С появлением резных реп, известных как Jack-o-lanterns, привязанных к палкам и освещенных углем, праздник приобрел новые традиции. Впоследствии ирландская культура перенесла эти символы на тыквы. Название "jack-o'-lantern" происходит от ирландской народной легенды о человеке по имени Stingy Jack.
В Уэльсе мужчины устраивали жестокие игры, бросая друг в друга горящие дрова и запуская фейерверки, тем временем в Северной Англии мужчины маршировали с шумелками.
День всех святых
Сразу после того, как День всех святых стал день памяти умерших, он стал включать некоторые обычаи, унаследованные от праздника Самайн. Накануне Дня всех святых широко был известен как Канун, а затем приобрел свое собственное имя - Хэллоуин. Давайте ближе рассмотрим происхождение нескольких классических обычаев Хэллоуина, которые нам известны в наше время.
Неправильно утверждать, что Сэм Хейн был кельтским богом мертвых, а Хэллоуин - его праздником. Эта ошибка впервые появилась у британского инженера XVIII века по имени Чарльз Валланси, который, пиша о празднике Самайн, недостаточно понимал культуру и язык, и с тех пор бездумно повторяется.
На самом деле именно Церковь сохранила традицию Самайна на Западе, превращая её в универсальный светский праздник в IX веке. Этот праздник стал одним из самых популярных и коммерчески прибыльных в году, уступая лишь Рождеству. Хотя точная дата включения ритуалов в праздник Самайн неизвестна, некоторые из них, вероятно, существовали задолго до появления христианства в Ирландии в V веке. Например, костёр, зажигаемый около 31 октября на холме Тлахтга (Холм Уорда) в графстве Мит, являлся символом начала празднеств Самайна. В этот день он отвечал огнём, разведённым на холме Тара, находящемся напротив, и принадлежащему неолитическому поселению.
Археологи из Университетского колледжа Дублина установили, что раскопанные земляные сооружения были построены примерно в 200 году н. э. Однако стоит отметить, что это лишь недавние находки на месте, которое использовалось для проведения церемониальных костров более 2000 лет назад.
13 мая 609 года нашей эры Папа Бонифаций IV посвятил Пантеон в Риме в честь всех христианских мучеников, и в Западной церкви был установлен католический праздник - День всех мучеников. Позднее Папа Григорий III расширил этот праздник, включив в него всех святых и мучеников, и переместил его празднование с 13 мая на 1 ноября.
В IX веке христианство начало оказывать влияние на кельтские земли, где оно постепенно переплелось с древними обрядами кельтов, сместив их. В 1000 году церковь установила 2 ноября Днем всех усопших, чтобы почтить умерших. Существует гипотеза, что церковь старалась заменить кельтский фестиваль с родственным ему праздником, одобренным церковью.
День всех святых праздновался с таким же размахом, как и Самайн, с кострами, парадами и костюмами святых, ангелов и дьяволов. Этот праздник, также известный как All-hallows или All-hallowmas (от среднеанглийского Alholowmesse, что означает День всех святых), происходил от ночи Самайна в кельтской религии, которая со временем стала известна как All-Hallows Eve и, наконец, как Halloween.
На высоком холме, носящем имя друидессы Тлахтги, играются тени древних легенд. Ее отец, знаменитый друид Муг Руит, путешествовал по миру, передавая свои знания и тайны. Тлахтга, падшая жертва трагических обстоятельств, была изнасилована тремя сыновьями зловещего Симона Мага – фигуры, противостоящей Святому Петру в библейских свитках. На вершине холма, который стал ее последним прибежищем, она родила троих детей, как символ своего страдания и силы. Подвиги Тлахтги зачаровывают умы историков, которые размышляют о том, как христианские веяния вдохнули новую жизнь в кельтские легенды после прихода Святого Патрика в Ирландию. Ее история, пропитанная битвой добра и зла, остается застывшим моментом во времени, напоминая нам о вечной борьбе света и тьмы.
Процесс преобразования языческих символов, храмов, фестивалей, легенд и религиозной иконографии к их христианскому контексту широко известен и находит свое отражение в праздновании Дня всех святых. В VII веке Папа Бонифаций IV установил 13 мая как день, посвященный памяти всех святых, включая тех, у которых не было индивидуального праздника. Он освятил большой храм Пантеон в Риме в честь Святой Марии и христианских мучеников. Однако в VIII веке Папа Григорий III перенес празднование на 1 ноября. Причины этого решения до сих пор являются объектом исторических дискуссий.
Некоторые ученые утверждают, что переделка дня Самайн в Канун Всех Святых была сделана сознательно с целью христианизации. Это логично, учитывая, что такой шаг соответствует христианской традиции "искупления" язычества для облегчения процесса привлечения населения к новой религии. До христианизации 13 мая считался последним днем римского праздника Лемурии, который проводился 9, 11 и 13 мая и посвящался умиротворению душ разгневанных или беспокойных умерших. Этот праздник возник из обрядов Паренталий в феврале, когда почитали духов предков, и Фералий, которые отмечались в честь близких усопших.
На Фералии живые обязаны были почитать память усопших, ежегодно посещая их могилы и оставляя дары: зерно, соль, хлеб, пропитанный вином, и венки, украшенные фиалками. Многие обряды, сопровождавшие это возрождение фестиваля, остаются загадочными, но уже к XVI веку практика "оживления" стала неотъемлемой. Местные жители, независимо от социального статуса, обходили дома и выпрашивали "пирог души" (также известный как "пирог месопричастия") в обмен на свои молитвы.
В XVII веке к празднованию Хэллоуина был добавлен новый элемент - День Гая Фокса. Пятого ноября 1605 года группа католиков-диссидентов предприняла попытку убийства протестантского короля Великобритании Якова I. Это происшествие вошло в историю как Пороховой заговор. Неудачная попытка была предотвращена, и один из заговорщиков, Гай Фокс, был задержан с взрывчаткой у подножия Палаты лордов. Его имя стало символом этого заговора, хотя были и другие участники.
Традиционно день пойманного заговорщика, Гая Фокса, отмечается протестантами Великобритании как праздник, олицетворяющий победу над "папизмом". А 5 ноября стал поводом для антикатолических выступлений и актов вандализма по отношению к католическим зданиям и предприятиям. В то же время официально правительство заявляло, что этот день является праздником Благодати, которая спасла короля.
В ночь Гая Фокса зажигались костры, на которые вешались чучела непопулярных деятелей, преимущественно Папы Римского. Люди пили, пировали и запускали фейерверки, создавая атмосферу праздника. Дети и бедняки отправлялись от дома к дому, часто маскируясь, таща за собой чучело Гая Фокса и прося нечто взамен – деньги или угощения. Около отказа угрожали вандализмом, придавая этой ночи небольшую дозу шалости и захватывающую интригу.
Как Хэллоуин зародился в Америке?
В период колонизации Северной Америки британцы внесли с собой свои традиции, которые были приняты различными общинами. Например, пуритане Новой Англии, стремившиеся к строгому соблюдению протестантских убеждений, отказывались от празднования Рождества и Пасхи, но в то же время отмечали День Гая Фокса 5 ноября как символ своего предполагаемого морального превосходства над католиками. Этот праздник был популярен до периода Американской революции 1775-1783 годов. В то время как в Новой Англии Хэллоуин был плохо распространен из-за строгих верований протестантов, он пользовался большей популярностью в Мэриленде и других южных колониях.
С постепенным слиянием верований и обычаев различных этнических групп в Европе и американских индейцев сформировалась уникальная американская версия Хэллоуина. Первые празднования включали в себя проведение «игровых вечеринок», где соседи собирались вместе в честь урожая, делились историями о предках, предсказывали судьбы друг другу, танцевали и пели.
Ритуалы праздника Самайна пришли в США менее чем за столетие после вынужденной эмиграции ирландцев в 1845-1849 годах во время картофельного голода. Ирландцы, преимущественно католики, продолжали соблюдать канун Дня всех святых, Сам День всех святых и День всех душ, вкладывая в эти праздники традиционные обряды и обычаи, такие как создание тыквенных фонарей.
Хэллоуинская традиция "кошелек или жизнь", где дети наряжаются в костюмы и ходят по домам за угощениями, стала особенно популярной в Соединенных Штатах в начале 20-го века. Этот обычай был возрожден ирландскими и шотландскими общинами, которые вдохновились старым европейским обычаем "переодевания", когда люди представляли какие-то персонажи и в обмен получали угощения. К 1950 году "кошелек или жизнь" за конфеты стал одним из самых популярных занятий на Хэллоуин. В настоящее время Хэллоуин является одним из крупнейших праздников в США по продажам конфет, оцениваемых более чем в 3 миллиарда долларов, согласно данным Национальной федерации розничной торговли.
Хэллоуин как праздника «Сладость или гадость»
Вдохновленные европейскими традициями, американцы начали украшать свои дома к Хэллоуину и принимать на себя роль обличенных в костюмы домовладельцев, которые раздавали сладости или просили пожертвования. Молодые женщины в те времена верили, что в ночь Хэллоуина могут узнать имя или облик своего будущего супруга, проводя различные гадания с пряжей, яблочными очистками и зеркалами.
Под конец XIX века в Америке началась попытка превратить Хэллоуин в праздник, сосредоточенный больше на общении и встречах с соседями, чем на призраках и колдовстве. В начале XX века вечеринки в честь Хэллоуина стали наиболее популярным способом отметить этот день как для детей, так и для взрослых. Вечеринки включали в себя игры, сезонные угощения и яркие костюмы, создавая веселую атмосферу праздника.
Газеты и общественные деятели призывали родителей исключить из празднования Хэллоуина все элементы, которые могли создавать пугающую или гротескную атмосферу. Благодаря этим усилиям, к началу двадцатого века Хэллоуин потерял большую часть своей суеверной и религиозной окраски. В 1920-е и 1930-е годы праздник стал светским, но ориентированным на общество, с парадами и городскими вечеринками, ставшие основными развлечениями в честь Хэллоуина. Несмотря на усилия многих школ и общин, некоторые празднования стали подвержены вандализму во многих общинах в это время.
К 1950-м годам городские власти успешно сдержали вандализм, и Хэллоуин приобрел новое направление, становясь праздником, ориентированным в основном на молодежь. Со всплеском рождаемости в пятидесятых годах прошлого века вечеринки переместились из городских общественных центров в классы или дома, что способствовало более комфортному проведению мероприятий.
В период с 1920 по 1950 годы также воскресла древняя традиция выпрашивания сладостей. Этот обычай оказался отличным способом для всего сообщества разделить радость Хэллоуина. По сути, предоставление небольших угощений соседским детям также действовало как барьер к шалостям и розыгрышам.
Зародилась новая американская традиция, которая неуклонно набирает обороты. Сегодня на Хэллоуин американцы расходуют около 6 миллиардов долларов в год, что делает его вторым по величине коммерческим праздником в стране после Рождества.
Малоизвестные ритуалы на Хэллоуин
Однако что насчет традиций и верований Хэллоуина, о которых сегодняшние любители сладостей уже почти забыли? Многие из этих древних обычаев были ориентированы на будущее, а не на прошлое, и ставили целью помочь молодым женщинам найти своего будущего мужа, давая им надежду на благополучное замужество к следующему Хэллоуину. Например, в XVIII веке в Ирландии повар-сват мог спрятать кольцо в картофельном пюре в Хэллоуинскую ночь, надеясь привлечь настоящую любовь к тому, кто его нашел.
В древних шотландских преданиях существует обычай девушек предсказывать свою судьбу, используя орехи. Одно из преданий гласит, что молодая женщина должна назвать каждого своего жениха и бросить их орехи в камин. Орех, который сгорит дотла, а не лопнет или не взорвется, будет символизировать будущего мужа девушки. В одной из версий этой легенды считается, что сгоревший орех предвещает долгую и крепкую любовь.
Еще одно предание утверждает, что если женщина съест перед сном в ночь Хэллоуина сладкую смесь из грецких орехов, фундука и мускатного ореха, то она сможет увидеть своего будущего жениха во сне.
Эти древние обычаи и предания добавляют загадочности и романтики в шотландскую культуру, позволяя каждой девушке мечтать о своем будущем судьбоносном суженом.
Молодые женщины играли в таинственные ритуалы, пытаясь предсказать свое будущее. Они бросали через плечо яблочную кожуру, надеясь увидеть на полу инициалы своих будущих мужей. Вглядывались в яичные желтки, плавающие в миске с водой, в поисках подсказок о своей судьбе. Бывало, стояли перед зеркалами в темных комнатах, держа свечи и пытаясь заглянуть в лица тех, кто однажды станет их супругами.
Некоторые ритуалы были настолько захватывающими, что превращались в соревнования. На вечеринках в честь Хэллоуина первый гость, обнаруживший репейник во время охоты за каштанами, считался предвестником свадьбы. А на других мероприятиях первым, кто с ловкостью поймал яблоко, выплывающее из воды, выполнялось пророчество о скорой женитьбе.
Конечно, независимо от того, ищем ли мы совета в любовных делах или стремимся избежать несчастий, все эти обычаи Хэллоуина имеют свое происхождение в традициях и верованиях древних кельтов и призваны привлечь благосклонность тех зловещих «духов», которых они так боялись.
Вырезание тыквенных фонарей
Ирландская традиция вырезания фонарей в форме Джека восходит к временам, когда вместо тыкв использовались репа. Легенда утверждает, что истоки этой практики связаны с историей человека по имени Скупой Джек. Согласно преданию, он умудрялся неоднократно обманывать Дьявола, освобождая его лишь при условии, что его душа никогда не окажется в Аду. Но когда Джек умер, он понял, что Небеса тоже не желают его признать, и поэтому ему пришлось бродить по Земле вечным призраком. Для освещения своего бесконечного пути Дьявол подарил ему горящий уголь внутри вырезанной репы. По мере нарастания этой легенды местные жители начали вырезать устрашающие лица на своих репах, с тем чтобы отпугивать злых духов.
Целые века люди создают тыквенные фонари на Хэллоуин. Существует версия этой традиции, которая имеет ирландские корни и связана с легендой о «Скупом Джеке». По легенде, впервые упомянутой в печати в 19 веке, Скупой Джек предложил Дьяволу выпить с ним. По прозвищу он был скрягой, поэтому, чтобы не платить, он уговорил Дьявола превратиться в монету, чтобы оплатить выпивку. Затем Джек оставил монету себе рядом с серебряным крестом, что помешало Дьяволу вернуться в прежний облик.
В итоге Джек освободил Дьявола, установив условие: тот не должен был тревожить его в течение года и не мог забрать его душу после смерти. Через год Джек снова провел обман, заставив Дьявола лезть на дерево за фруктами. Джек вырезал знак креста на коре, чтобы Дьявол не мог вернуться, пока не обещает оставить его в покое на десять лет. Вскоре после этого Джек скончался, и по легенде, сам Бог не допустил бы такую личность в рай.
Шутка, которую сыграл с Дьяволом Джек, привела к неожиданным последствиям. Расстроенный и обманутый, Дьявол не забрал его душу, но и не дал Джеку мирный отдых. Вместо этого он отправил его в темную ночь, лишь с кусочком горящего угля для освещения пути. Джек, изобретательный как всегда, поместил уголь в вырезанную репу и теперь бездомно бродит по Земле со своим "фонарем". Местные жители Ирландии назвали его "Джеком-фонарем", а с течением времени это прозвище закрепилось.
Эта потрясающая история, вероятно, имеет связь с параллельной этимологией термина "jack-o-the-lantern", похожего на "will-o-the-wisp" - таинственное свечение, видимое ночью в лесах или болотах. Это свечение порой объясняется естественными явлениями, а порой вызвано шалостью детей, зажигающих светильники развлечения ради.
В Ирландии и Шотландии люди начали создавать свои собственные версии фонарей Джек-О-Лиантерн, вырезая страшные лица на репе и устанавливая их у окон или у входных дверей для отпугивания Скупого Джека и прочих лукавых духов. В Англии же предпочитают использовать большие свеклы для этой цели. Когда иммигранты из этих стран прибыли в Соединенные Штаты, они принесли с собой свои традиции резьбы по овощам, что способствовало преобразованию американской праздничной традиции резьбы по тыкве из просто осеннего развлечения в уникальное и связанное с Хэллоуином творчество.
Благодарим за уделенное время для прочтения данной статьи, и в знак дальнейшей дружбы хотим подарить скидку в размере 10% на любой курс “по астрологии”.
Скопируйте персональный скидочный купон в 10% " на любой курс по астрологии"
allastro10
Рады будем вашим комментариям и благодарны, если поставите рейтинг и поделитесь материалом в социальных сетях.
Ректор университета.
Профессиональный астролог.