Задача преподавателя - донести материал до студентов; увлеченного своим делом - заинтересовать учащихся. Чтобы слушатель понял и, главное, запомнил материал, то сухих цифр недостаточно, заумных терминов - тем более; важны эмоции.
Вспомните своих преподавателей, те, которые читали заученный материал из года в год, и на уроках, которых хотелось поспать и тех, кто увлекал, вплетал истории в материал, заставляя сопереживать, вызывал эмоции.
Статичный материал, словно опавшие листья с дерева по осени, стелясь красивым ковром на дорогах, но сущностность их в мгновении и вечном забвении. То же ждет и за унылую, монотонную подачу материала.
Человек - это эмоции и к ним нужно взывать, через них мотивировать к изучению, и они же верные союзники в передаче знаний, которые запомнятся и которые полюбит студент.
В этой статье мы коснемся темы, как вплести историю в материал, или поговорим о технологии сторителлинга.
Рекомендуем лекцию разбить на две части: теория и практика. Теорию вы даете в сжатом виде, т.е. по существу, а в практические занятия вплетаете историю, добавляете героя. Рассказываете о нем, что ему нужно преодолеть, к чему стремиться и что преодолевает, какие эмоции захлестывают его.
Таким образом, ваша история оживает, а вплетенные элементы материала лекции становятся ее органикой и запоминаются не только на уровне ассоциаций, но и эмоций соучастия и сопереживания. Такие моменты трудно забывать, такой материал легче запомнить.
Содержание:
НаЦеПиТь на героя ЗУПаН
Рассказ должен быть интересен в каждой строчке, в каждом предложении рассказчика. Слушатель или читатель запоминает героя по характеру, а не по внешности. Поэтому персонаж, которого вы добавили, чтобы на его примере донести нужные знания студентам и закрепить их, должен иметь: НЕДОСТАТОК, ЦЕЛЬ, ПРЕИМУЩЕСТВО И ТАЙНУ. Так мы должны НаЦеПиТь героя, как рыболов нацепляет приманку для удачной ловли.
При этом, цель должна быть понятна читателю или слушателю. В каждом действии герой должен приближаться к цели. И главное: Сюжет делает сюжетом конфликт. Поэтому дайте герою ЗУПаН (загадка, угроза, препятствие, новость). Последовательность может быть любой, позвольте себе выйти за рамки.
7 ступеней героя
Российские специалисты выделяют 12 ступеней, как и их зарубежные коллеги, но наша цель сделать из вас не писателей, а помочь освоить инструмент, с помощью которого ваша подача практического материала найдет больший отклик у студентов.
1. Слабости (уязвимость)
Герой должен обладать слабостями - моральными (задевают других, являясь следствием психологических) и психологическими (задевают лишь героя). Эта уязвимость, недостаток, изъян - трамплин, позволяющий подтолкнуть его в ту или иную сторону. Например, если герой игрок, то у него присутствует психологическая проблема (игровая зависимость) и моральная (он вынужден лгать, чтобы занимать деньги или, возможно, обкрадывать кого-то). И здесь возможно, как позитивное, так и негативное разрешение проблем. Все мы не идеальны, и ваш герой тоже. Иначе вы попадаете в ловушку, имя которой эффект Мэри Сью.
Выдуманный персонаж: это супердевушка во всех отношениях и со всех сторон: она была самой красивой, самой умной, самой отважной. Ее все любили, ей восхищались. Потом обязательно происходит какое-то происшествие, где она в первых рядах спасителей мира. Мэри отважно сражается и погибает как герой. Ее все оплакивают. Согласитесь, что получается какой-то рафинированный, плоский, нереалистичный персонаж. Все мы имеем слабости, как и герои, которые помогают нам донести материал.
Помните об этом, иначе студенты вам не поверят.
2. Желание, жажда
Не желающий ничего герой никогда не привлечет внимания читателей. Как правило, именно слабость, какая-то уязвимость или недостаток заставляют его желать чего-то. Жажда, желание толкает на совершение поступков, появляются конфликты. Впрочем, изначально герой может не обладать никакими желаниями, они могут быть пробуждены с помощью воздействия на его слабости или даже являться следствием действий оппонента, обнажающего скрытые желания. Людмила Гурченко имела желание попасть на большую сцену, но ее недостаток перекрывал дорогу к славе.
Она обладала чарующим голосом, с ярко выраженным южнорусским акцентом. Ей пришлось преодолеть много препятствий: искать деньги на преподавателей по постановке речи. Заниматься самостоятельно, как Ирина Муравьева, героиня которой в фильме Карнавал, держала орехи за щекой. Ее путь на сцену - это не лотерея, а упорный труд и преодоление кучи препятствий.
3. Оппонент
Американский сценарист, режиссер, преподаватель сценарного мастерства и писатель Труби говорил, что оппонент желает того же, что и герой, но совершенно иначе. Оппонент атакует слабости героя, заставляя того действовать или претерпевать изменения. Оппонентом необязательно является злой король, ему вообще необязательно быть злым, как это происходит в шаблонных текстах и мыльных операх. Многое зависит от жанра. В мелодраме, например, им может являться другой возлюбленный в любовной истории, обладающий другими ценностями, за счет чего возникает конфликт.
Это может быть и соперник. При этом оппонент не должен быть один, Труби настаивает, что в хорошей книге присутствует сеть оппонентов, каждый из которых атакует какие-то грани уязвимостей героя.
Вы можете оппонента сделать вообще неодушевленным предметом. Это может быть грязный карниз пятиметровой стены, который герой хочет почистить. По началу ему было все равно, потом его запозорили родители, затем он сам захотел. Табуретка оказалась неустойчивой, и он чуть не разбился. Его окутал страх, он стал бояться высоты. Герой мучается, вечерами он не хочет идти домой. Его ждет карниз, который он ненавидит, который напоминает ему о его лузерстве. Преодолев фобию герой подвинул стол, залез на него и почистил.
4. План
Это то, с помощью которого герой хочет достичь желаемого. Помните про стол, на который залез герой. Конечно же, это не было сиюминутным порывом. Он прокручивал план в голове: выдержит ли его стол, как залезть так, чтобы не разбиться и достичь желаемого и т.д.
5. Битва
Главная схватка, самый критический момент всего рассказа. Читатель или слушатель в напряжении, сможет ли герой выжить. Возможно, вначале он потерпел поражение, но потом словно птица Феникс - возрождается и побеждает.
6. Осознание себя
Это этап-откровение, который в бульварных романах всегда напыщен, - т.е. герой осознает, что он вовсе не бродяжка, а принц, или революционер вдруг понимает, что, восставая, работал на правительство и ничем не лучше тех, кто находится у власти. В хороших книгах или фильмах прозрение происходит не так натужно.
Перелом внутри героя, его изменение показывается гораздо более мастерски. Например, в “Крестном отце” это осознание вообще не приходит к герою на экране, становящемуся новым крестным отцом, но оно приходит к зрителю, оно ему подано с помощью картины в церкви. И глядя на убийства, совершаемые во время крещения ребенка, зритель понимает, что идейный юноша превратился в того, кого порицал в начале фильма.
7. Новое равновесие
На основе костяка из 7 составляющих Джон Труби постепенно строит свои 22 ступени для создания отменной книги, но это уже другая история. Равновесие персонажа - это награда, которую он получает за испытания и сражения.
Для Гурченко - хорошая дикция и всесоюзная известность.
Согласно исследованиям американского ученого Пола Зака, Оксфордского университета, Гарвардской медицинской школы и другим, истории повышают в организме уровень гормона под названием Окситоцин, или «гормон объятий». Он позволяет установить эмоциональную связь, эмпатию и доверие.
Пример сторителлинга в объяснение практического занятия
Возможно, вы скажете, что “все конечно интересно, но можно на конкретном примере”. Можно и нужно, но перед этим запомните одну важную вещь. То, что мы рассказали - это максимум и его необязательно использовать полностью: что-то вы можете убрать, а на чем-то сфокусироваться. Главное не загоняйте себя в рамки, а позвольте, в первую очередь, вам получить удовольствие от своей истории в подаче материала.
И еще, неплохо, если вы персонажу (homo fictus - вымышленный человек) придадите объемности с помощью:
1. Физиологические качества (рост, вес, цвет волос, национальность и т.д.),
2. Психологические качества (его чувства, душевные противоречия и порывы),
3. Социальные качества (в какую школу ходил, чему
учился, его социальный статус, его вера и т.д.)
Вернемся к примеру. Это расшифровка хорарной карты. Кверента интересовал вопрос будет ли его жизнь долгой. Он стоял на распутье: бодрый духом, но с надломленным здоровьем за долгие годы службы, он задумался о себе. Безмятежность жизни на гражданке манила своей неизвестностью, обволакивало запахом борща, ласок жены и улыбок детей. На мгновение он вздыхал полной грудью, а потом мечты рассеивались легкой дымкой, обнажая обшарпанные стены казармы и холодную еду из столовой.
Возраст брал свое: из-за всех щелей потрепанного тела лезла сентиментальность, сильно колошматя по больным органам. Заработал он многое за годы верной службы и званий, и болезни, не было только семьи, даже призрачной надежды на нее. Родители давно в стране вечного сна, а с сестрой так были далеки, что иногда одиночество угнетало. Спасали вечные командировки. Перевалив пятидесятилетний рубеж, он уже мечтал о покое, но руководство приказало поехать в одну из стран африканского континента. Пугало все, и жаркий климат, и мотор в груди, который все чаще напоминал о себе.
При таких вопросах мы рассматриваем управителя первого дома, как сигнификатора человека и Луну. Хозяином Асцендента выступает Солнце, оно в Рыбах, где лишено эссенциального достоинства. Солнце расположилось в 8 доме, что может говорить о волнении кверента относительно завершения его земного пути. Мысли все о предстоящей встрече с родителями. Луна, как эмоции кверента, стоит в девятом доме, что указывает на переживания о предстоящей поездке. К вопросам девятого дома относится не мало вещей, но не забывайте рассматривать в контексте вопроса.
Чтобы сделать вывод о долгой жизни кверента убедитесь, не имеет ли управитель Асцендента сходящегося аспекта с сигнификаторами 6, 8, 12 домов, Южным узлом или другими вредителями. Посмотрите, что ждет управителя первого дома: набирает он эссенциальную силу или теряет ее. В нашем случае Солнце скоро выгодно сменит знак, перейдя в Овен и девятый дом. У нее нет сходящихся аспектов с вредителями.
Как говорила писательница Арундати Рой: «В любом случае перемены наступят. Они могут быть кровавыми, или они могут быть прекрасными. Зависит от нас самих». Приняв очередной вызов судьбы он смог приобрести большее, о чем давно так мечтал и боялся, что никогда не сможет вкусить этого.
Можно сказать, о чуде, что у отставного вояки прилив жизненных сил наполнял бренное тело и жалобы о здоровье отошли на задний план. Но нам кажется, это из-за молодой жены, которая родила ему двух прелестных детей. Теперь он живет в Африке: здоровый и счастливый, его дом полон детских криков, улыбок жены, которая учится готовить русские блюда, а безмятежность создана хорошей пенсиейза долгие годы верной службы.
Этот пример не является эталонным и тем более идеальным, его задача показать, как на практике можно вплести историю в материал. Экспериментируйте, но помните, что теорию мы даем, сжато, т.е. без воды, а практику с помощью технологии сторителлинга.
[likebtn theme="sku" lang="ru" show_dislike_label="1" counter_type="percent" white_label="1" rich_snippet="1" alignment="right" like_box_text="Те, кому понравилось:" popup_dislike="1" popup_on_load="1" voting_both="1" counter_zero_show="1" counter_count="1" addthis_service_codes="vk,odnoklassniki_ru,twitter,facebook,preferred_1,preferred_2,preferred_3,compact" addthis_pubid="ra-59fcc595ce254298" og="1" bp_notify="0"]